Итоги 3-ей Ежегодной конференции Всероссийской ассоциации по играм в образовании
04.12.2011 00:00

2-3 декабря 2011 г. в Красногорском филиале Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ состоялась 3-ья Ежегодная конференция Всероссийской ассоциации по играм в образовании.

Тема конференции – «Языки игры».

В конференции приняли участие 63 эксперта: представители общеобразовательных школ, гимназий, вузов, консалтинговых и тренинговых компаний, образовательных бюро, игропрактических центров, виртуальных игропрактических групп, корпораций, автономных некоммерческих организаций, некоммерческих научных фондов, венчурных компаний, бизнес-инкубаторов, проектных групп, агентств по стратегическим разработкам, профессиональных ассоциаций, союзов и гильдий.

На мероприятие прибыли специалисты-игропрактики из Балашихи, Воронежа, Казани, Москвы, Обнинска, Самары, Тольятти, Уфы, Химок.

В рамках конференции проведено 5 тематических коллоквиумов и панельных дискуссий.

 

Коллоквиум «Новый опыт использования игры. Проблема продуктивности игры» включал два горизонта обсуждений: игровые кейсы и их результативность. На коллоквиуме были проанализированы примеры эффективного использования игровых технологий в среднем, высшем и поствузовском образовании, проинтерпретированы игровые и образовательные цели разработчиков.

Игра осмыслена как оптимальный инструмент продуктивного производства человеческого опыта, а также как единственное средство интеграции навыков, предполагающее:

  1. Умение презентовать наработки проектной группы;
  2. Ситуативно выстраивать систему обоснования собственных целей;
  3. Освобождение от стереотипов;
  4. Умение быть конкурентным;
  5. Приобретение новых знаний, умений и навыков.

В рамках обсуждения проблемы продуктивности игры был поставлен вопрос о критериях ее эффективности, о параметрах универсальных и типичных игр.

На коллоквиуме была предложена схема множественности языков игры; отмечено, что язык игры зависит как от ее типа (историческая реконструкция, игра-путешествие, игра на самоопределение и т.д.), так и от ценностей целевой аудитории (освоение нового, приобретение знаний и т.п.); проанализирована процедура рефлексии содержания и механизма игры; продемонстрированы типы индивидуальных изменений участников по результатам игры; дана подробная интерпретация представлений о референтности игры (как критерия отличия игры и неигры) и игромеханике (части игры, не связанной с ее предметностью).

 

Коллоквиум «Игры в международной полиязыковой ситуации: проблемы, идеи, перспективы» был посвящен теме кросскультурных коммуникаций и обсуждению подходов к обеспечению взаимодействия между субкультурами корпорации, национальными и профессиональными культурами. В рамках коллоквиума представлена модель полиигрового пространства для полиязыковой среды, предложены основания для рефлексии разных культурных пространств и осмысления их на символическом уровне как целостности, продемонстрированы подходы к постановке проблематики «Язык игры» на материале коммуникации виртуальных игропрактических групп, представлены варианты сравнения и сопоставления различных типов игр с точки зрения их языка.

Основным итогом коллоквиума стало признание актуальной проблемы: с одной стороны, у игротехнического сообщества нет необходимого языка игры для описания того, что объединяет это сообщество, и, с другой стороны, нет языка, посредством которого могут быть описаны отличия различных игротехнических школ, направлений и групп.

 

На коллоквиуме «Компьютерные симуляторы: разработка и использование» были представлены игровые продукты, основанные на компьютерных моделях и представляющие собой с точки зрения образовательного контекста:

  • инструменты проблематизации участников образовательного процесса;
  • модели сборки формы и содержания образовательных программ;
  • инфраструктуры реализации образовательных программ.

Участники коллоквиума обосновали эффективность применения компьютерных симуляторов для реализации широкого перечня образовательных целей и достижения конкретных образовательных результатов, ключевыми из которых являются постановка бизнес-компетенций и изменение мышления специалиста в продуктивном направлении.

На примере компьютерных симуляторов было показано, как состыковка ситуаций отдельных игроков формирует ситуацию комплексного объекта управления (организации, сети) и обеспечивает такие типы взаимодействия, как конкуренция и кооперация.

 

Панельная дискуссия «Языки описания и проектирования игр» была организована в формате дебатов представителей ролевой о оргдеятельностной школы игр. Коммуникация участников была основана на обсуждении общего и особенного ролевых игр и ОДИ по критериям наличия и отсутствия рефлексии, смены языковой парадигмы, объекта игры. В ходе дискуссии проанализированы различные типы ролевых школ и лежащих в их основе базовых понятий, указано на существенные характеристики организационно-деятельностной игры (работа с будущим и переход играющего в определенную позицию), предъявлены основания для того и другого типа игр, обосновано наличие языка (а не группового субкультурного жаргона) системомыследеятельностного подхода.

В результате дискуссии выявлены ограничения и возможности («пеньки и трамплины») двух игровых школ, которые определяются ценностными основаниями ролевой и ОДИ-традиции.

 

В рамках итоговой дискуссии «Потребности и спрос на игровые технологии» рассмотрен комплекс проблем, касающихся адекватности существующих игровых продуктов и форматов целям общественного развития. Участники дискуссии констатировали, что современные игры реализуются в индустриальной иерархической логике и не отвечают концепциям постиндустриального общества, основанного на интенсивной горизонтальной коммуникации. Подчеркивалась необходимость нового осмысления игр в качестве моделей, позволяющих оценить происходящие в обществе процессы. Был представлен перечень современных индустрий, наиболее перспективных с точки зрения интеграции в них игровых подходов: образование, развлечения, психологическая и социальная коррекция. Отмечалось, что перед игротехническим сообществом стоит вызов создания актуального конкурентоспособного игрового продукта, сопоставимого по своей продуктивности и масштабам с крупнейшими IT-брендами и web-ресурсами.

 

Основные итоги конференции:

  1. За счет языкового контекста расширено представление игрового сообщества о различных типах игр и опыте их использования;
  2. Проанализирован опыт конструирования и проведения игр, участники которых говорят на разных языках (как естественных, так и профессиональных), возникающие при этом проблемы и найденные решения;
  3. Обсуждены подходы к решению проблем взаимопонимания, возникающие в коммуникации между разработчиками игр и заказчиками;
  4. Изучены терминологические наработки разных игротехнических групп. Выявлены проблемы и возможности создания профессионального языка разработчиков игр.

 

АРХИВ КОНФЕРЕНЦИИ:

DSC01265
DSC01291
DSC01292
DSC01293
DSC01294
DSC01296
DSC01297
DSC01298
DSC01299
DSC01300
DSC01314
DSC01316
DSC01317
DSC01320
DSC01321
DSC01323
DSC01326
DSC01328
DSC01330
DSC01332
DSC01341
DSC01343
DSC01348
DSC01353
DSC01354
DSC01356
DSC01357
DSC01359
DSC01363
DSC01367
DSC01371
DSC01376
DSC01381
DSC01386
DSC01387
DSC01390
DSC01397
DSC01398
DSC01400
DSC01403
DSC01409
DSC01412
DSC01413
DSC01414
DSC01418
DSC01419
DSC01420
DSC01422
DSC01425
DSC01426
DSC01428
DSC01432
DSC01434
DSC01435
DSC01437
DSC01438
DSC01440
DSC01444
DSC01448
DSC01451
DSC01456
DSC01457
DSC01458
DSC01467
DSC01474
DSC01479
DSC01480
DSC01484
DSC01493
DSC01497
DSC01499
DSC01500
DSC01503
DSC01510
DSC01513
DSC01528
DSC01529
DSC01530
DSC01531
DSC01537
DSC01538
DSC01539
DSC01542
DSC01547
DSC01549
DSC01550
DSC01553
DSC01554
DSC01555
DSC01558
DSC01568
DSC01570
DSC01571
DSC01572
DSC01573
DSC01576
DSC01577
DSC01587
DSC01592
DSC01594
DSC01600
DSC01601
DSC01613
DSC01618
DSC01621
DSC01624
DSC01640
DSC01650
DSC01652
DSC01654
DSC01660
DSC01666
DSC01670
DSC01692
DSC01701
DSC01709
DSC01716
DSC01720
DSC01722
DSC01728
DSC01730
DSC01736
DSC01758
DSC01761
DSC01762
DSC01765
DSC01767
DSC01781
DSC01790
DSC01792
DSC01793
DSC01802
DSC01808
DSC01816
DSC01826
DSC01830
DSC01831
DSC01838
DSC01850
DSC01852
DSC01857
DSC01863
DSC01866
DSC01869
DSC01870
DSC01881
DSC01886
DSC01893
DSC01896
DSC01899
DSC01916
DSC01920
DSC01922
DSC01924
DSC01925
DSC01930
DSC01931
DSC01941
DSC01950
DSC01955
DSC01961
DSC01962
DSC01965
DSC01971
DSC01972
DSC01984
DSC01993
DSC02006
DSC02011
DSC02012
DSC02013
DSC02014
DSC02017
DSC02018
DSC02020
DSC02022
DSC02028
DSC02033
DSC02035
DSC02040
DSC02047
DSC02050
DSC02054
DSC02065
DSC02074
DSC02078
DSC02081
DSC02110
DSC02111
DSC02145
001/190 
start stop bwd fwd
 
зарегистрировано членов ассоциации : 452
Всего опубликовано материалов : 144